п»ї

 

Мы находимся по адресу: ул. Весны, д 17

Контактный телефон:+7 (391) 2-771-481

пн-пт: 10-19, сб, вс: 11-18

Контакты

Лепной декор

Лепной декор как класс

И сегодня во многих домах ХIХ - начала ХХ века можно встретить сохранившиеся образцы лепного декора. Впрочем, с прошествием времени, лепнина была объявлена "пережитком прошлого", "мещанством" и предана забвению. В наши дни особый стиль лепного орнамента переживает второе рождение. Любому помещению, даже типовой квартире, он придает индивидуальность и благородство. Розетки, карнизы, вензеля, пилястры, кессоны, вазы, шишки, шары, венки, гирлянды - многообразие рельефов безгранично. Лепниной украшают стены и потолки. Продается современная лепнина в виде отдельных модулей и элементов, из которых, как из мозаики, собирается единая композиция, соответствующая стилю и особенностям того или иного интерьера и вкусу создателя.

Можно загрузить рельефом все возможные поверхности и плоскости, чтобы нигде не оставалось гладкого места или, напротив, ограничиться скромной розеткой и изысканным карнизом под потолком. Очень эффектно смотрится асимметричное расположение рельефов. Для деловых офисов и кабинетов прекрасно подойдут геометрические фигуры (круги, квадраты, равносторонние треугольники, овалы) из простой филенки. Преобразить входную дверь поможет супрапорта - пластически обработанный участок стены между дверной коробкой и потолком, заполненный рельефом или живописью. Можно украсить лепниной диагонально противоположные углы комнаты или положить по длине помещения один орнамент и совершенно другой - по ширине.

Что касается цвета, то здесь возможности безграничны: зефирно-белые рельефы прекрасно сочетаются с пастельными тонами и особенно нежно-розовым, бледно-оливковым, нежно-голубым, цветом слоновой кости. Декоративная лепнина дает неограниченные возможности для экспериментирования.

Немного истории

Создание и применение лепного декора в украшении интерьеров идет со времен античности. Сохранившиеся до наших времен фрагменты древних светских и культовых сооружений демонстрируют широкое разнообразие образцов лепнины. Смена исторических эпох и художественных стилей повлияли на изменения и дополнения форм и рельефов лепнины, которая всегда присутствовала в архитектуре и искусстве создания интерьеров.

В России лепниной стали украшать здания только на рубеже XVII-XVIII вв. Но вскоре, в сочетании с монументальной живописью, она стала излюбленным приемом декорирования интерьера. Белая матовая поверхность лепнины создавала особенный эффект, не похожий на блеск позолоченной резьбы. В силу самого материала переходы светотени становились нежнее и мягче, а форма пластичнее. Белый сочный рельеф отчетливо выступал на ярких голубых, нежно-зеленых, желтых, розовых стенах. Лепниной обрамлялись окна, арки, камины, потолки и т.д.

Вначале технология изготовления лепного декора была связана с крепкими традициями русской деревянной резьбы. Иногда мастера, по старинке, ножом корректировали формы. Благо декоративная лепнина изготавливалась из мягкого камня. Но поскольку этот материал был слишком дорог, часто использовались его дешевые заменители: гипс и алебастр. Применялась также техника "стукко", которая смешивала гипс или глину с добавками мраморной или гранитной крошки. Изготовление лепнины происходило вручную. Так создавалась ее неповторимость, а пластика и качество работы зависели уже от вкуса и профессионализма мастера. Лепной декор применяли ещё древние греки при отделке архитектурных строений, применяя при этом такой прием, как золочение лепнины. Чаще всего позолота лепнины применялась для монументальных сооружений.

В России первые опыты с лепным декором приходятся на время барокко. Для него характерны причудливые изгибы, ломаные линии, беспокойные ритмы. Лепнина барокко смягчает прямые линии стен и заменяет их характерными полукруглыми очертаниями. Она превращается в легкий, полный движения узор. Мастера особенно охотно изображали в эту эпоху амуров и ангелочков, задрапированные ткани, букеты, гирлянды из фруктов, огромные валюты, картуши (декоративный щит или свиток), тяжелые, вычурные карнизы. Декор из лепнины часто превращался в своеобразную раму для большого потолочного плафона или настенного панно. Насыщенность такими украшениями сочеталась со сдержанным и строгим оформлением остальных поверхностей.

Примеры такого декора можно найти во дворце Монплезир в Петергофе. Во второй половине XVIII веке сказочная пышность барокко сменилась строгостью и лаконичностью классицизма. Этот стиль четко выделил все вертикали и горизонтали интерьера, которые подчеркивались лепным декором. Украшения сосредотачивались в определенных местах и не покрывали полностью стены и потолки. Гладкие поверхности противопоставлялись рельефу лепнины.

Орнамент классицизма симметричен и лаконичен. На смену беспокойным, ломаным линиям и необычным формам барокко приходят прямые линии, правильные геометрические фигуры. Строгий классицизм создавал впечатление статичности, простоты и ясности. В это время вся Европа увлекается античным искусством. Однако стиль древних греков и римлян не копировался полностью, а творчески применялся в классицизме. В лепном декоре часто цитировались античные формы: изображались листья аканта, розетки (круглые стилизованные цветки) и сюжеты.

В начале XIX века в Россию приходит новый стиль - ампир. Патриотический подъем того времени усилил внимание к военной теме. Горящие факелы, лавровые венки, военные атрибуты стали часто изображаться в декоре. Ампирный интерьер подчеркивал ощущение мощи, акцентировалось внимание на нерасчлененном монолите стены. Лепнина, лепной декор усиливал это впечатление. Теперь рельефные композиции располагались в простых по форме нишах, которые предельно насыщались декором, скрывающим даже стену.

После некоторого периода бесстилья в конце XIX - начале XX веков в права вступает модерн. Лепной декор вновь обращается к кривым, текучим линиям, которые становятся простыми и лаконичными. Интерьеры модерна подчеркивали плавное соединение стен и потолков. Многие стилевые направления XX века экспериментировали с лепниной. Они отличались строгостью и геометрией. Сегодня в моде лепнина всех стилей: и барокко, и классицизм, и модерн, и прочее. Эстетические пристрастия людей не изменились, упростилась лишь технология изготовления лепного декора.

Лепнина декоративная помогает дизайнеру подчеркнуть архитектонику интерьера, установить гармонию восприятия всего жилого пространства. Используя накладной рельефный багет, дизайнер может разделить однообразно гладкие плоскости стен на отдельные участки, устанавливая между ними такие пропорции, сочетание которых приводит к классической ясности весь характер объемов оформляемого помещения.

Применение одновременно с лепниной колонн различных стилей и пропорций, постаментов, консолей, ниш и куполов дает декоратору современных интерьеров прекрасную возможность напомнить великолепную историю классицизма, вновь оживить в архитектурном пространстве возвышенный покой ампирных особняков и поэзию русских усадеб. Известны орнаменты из стилизованных морских волн, раковин, рыб, дельфинов, бордюрные рельефы, фризы в виде гирлянд, рогов изобилия, медальонов, из шишек, бутонов. Импульс, заданный декоративному орнаменту античностью, пронизал всю историю архитектурных рельефных украшений во всех дальнейших вариантах - классицизм, ренессанс, барокко, рококо, ампир, - всегда даря интерьеру уравновешенность, нарядность, гармонию.

Виды и исторические корни фасадного декора

Фасадный декор уверенно вошел в моду и занял прочное место в ряду декоративных элементов, украшающих фасад. Случилось это давно, даже не в пышную эпоху ренессанса и не в последние годы буржуазной революции в архитектуре и тяготению в роскоши и богатству. Интерес к декоративным элементам для фасадов зародился еще в Древней Греции и Египте. Именно туда своими корнями идет весь современный фасадный декор.

Из всех элементов фасадного декора наибольшее значение отводилось колоннам. Колонна, ее пропорции, форма и отделка были целым искусством, к тому же изготавливали их, точнее высекали из камня. Древним мастерам было в разы сложнее, учитывая тот факт, что они не обладали ни арсеналом современных инструментов, ни строительных материалов. При этом они сумели создать колонны, сохранившиеся через века и отразившие различные стили древней архитектуры.

Нам в наследие достался фасадный декор их колонн дорического ордера, или стиля, который отличается мощностью и тяжеловатостью форм, ионического ордера – с более нежными и грациозными колоннами, украшенными канелюрами, и наконец, коринфский стиль, представленный особенной пышностью.

Древним архитекторам и зодчим были доступны немногие материалы, чаще подаренные самой природой, поэтому все декоративные элементы, создаваемые ими, были монолитного типа. Так, например, из единой каменной глыбы высекали декоративные элементы фасада. Затем стали использоваться накладные декоративные элементы, изготовленные из гипса. Этот природный материал, открытый древними зодчими был в свое время революционным открытием и дал путь к красоте и роскоши. Гипс пластичен и гибок, способен передать любые формы и элементы. Один недостаток – он хрупок и недолговечен, плохо переносит внешние факторы времени. Однако, именно он дал начало эпохе легкого фасадного декора, в чем его несомненная заслуга.

В настоящее время технологии в производстве материалов пошли так далеко, что существует великое множество строительных и отделочных материалов, которые позволяют делать надежные и прочные накладные элементы фасадного декора, что значительно экономит время, средства и делает декоративные элементы фасада разнообразнее.

В наше время декоративные элементы могут быть представлены традиционными карнизами, колоннами, сандриками, наличниками, пилястрами, откосами и балюстрадами, но исполненными из новых материалов, что даст меньшую или совсем малую нагрузку на фасад и позволит наиболее точно и изящно передать желаемые формы. Базы, капители, филенки, цокольные камни и рустовые камни – все эти давние друзья архитекторов давно уже изготавливаются из альтернативных полимерных материалов, ибо старый дедовский способ «топора» был бы слишком трудоемким и затратным.

Таким образом, человечество в архитектурном направлении идет по пути изобретения новых материалов, но не декоративных элементов. Старый дедовский фасадный декор просто находит новое воплощение. Древние как мир колонны, украшавшие когда-то древние храмы, а теперь изготовленные из новейших материалов, становятся деталью хайтека. Греческие сандрики и балюстрады украшают фасады домов новых зажиточных горожан. А цокольные камни давно уже не высекаются из глыб и даже делаются не методом опалубки из бетона, а собираются из легких полимеров, например, стеклопласта, а их фактура и расцветка ограничивается не природными данностями, а исключительно фантазиями и пожеланиями заказчика.